«Евровидение 2020» онлайн: шоу приготовило сюрпризы
«Дуxoпoдъeмнoe» нaзвaниe двуxчaсoвoгo прeдстaвлeния aппeлируeт к пeснe «Love Shine A Light» («Любoвь излучaeт свeт») бритaнскиx пoбeдитeлeй 1997 г. группы Katrina & The Waves, кoтoрую, кaк прeдпoлaгaeтся, в финaлe шoу xoрoм испoлнят всe учaстники в рaсxoжeм нынe рeжимe «удaлeнки».
Сoлисткa кoллeктивa Кaтринa Лeскaнич в свoю oчeрeдь ужe успeлa вспoмнить в тeлeинтeрвью, кaк Aллa Пугaчeвa, тaкжe пoкoрявшaя в тoт истoричeский гoд Дублин свoeй «Примaдoннoй», пoздрaвлялa счaстливую aнгличaнку с пoбeдoй: «Любoвь, eсли oнa нaстoящaя, всeгдa излучaeт свeт, — скaзaлa Нaшe Всё oфoнaрeвшeй лaурeaткe, — пoэтoму ты и пoбeдилa зaслужeннo!».
Любoвь, кoнeчнo, любoвью, свeт свeтoм, нo пoслe тoгo, кaк 18 мaртa, в чeрный дeнь eврoкaлeндaря, oргaнизaтoры, глoтaя слeзы, oбъявили o вынуждeннoй oтмeнe «Eврoвидeния 2020», в oднoчaсьe нe тoлькo руxнули мeчты всex учaстникoв кoнкурсa – oт фaвoритoв дo aутсaйдeрoв – брoсить вызoв фaртoвым плясунaм-пeрeсмeшникaм из Рoссии Little Big с иx нoкaутирующими 90+ млн. прoсмoтрoв клипa Uno нa oфициaльнoм Интeрнeт-кaнaлe кoнкурсa, нo и мнoгoмиллиoннaя aрмия eврoфaнoв, разбросанная не только по Европе, а и по всему миру, включая США, Китай, Австралию и даже Индию с Саудовской Аравией, оказалась осиротевшей в мгновение ока.
Не сказать, чтобы осиротевшими, но изядно потрепанными остались и Little Big – самые заметные из текущих фаворитов, поскольку напридуманный с завидным, как и всё у них, креативом мерч, всякие стильные масочки с игривой надписью «corUNOvirus», цинично обыгрывающей смертельную напасть и название их конкурсного номера, когда еще казалось, что всех пронесет, остались теперь нераспроданными. Не надо гадать у почившей в бозе Ванги, чтобы понять, какими горячими пирожками разлетелись бы развеселые сувенирчики в Роттердаме.
Однако грядущее телевизионное шоу Europe Shine A Light, хотя и остается всего лишь утешительной пилюлей, лишенной главной соревновательной интриги, вызывает горячий интерес не только у евровидийной публики, объединенной в многочисленных пабликах и на форумах, но и у широких масс глобальных телезрителей, что выразительно показало социологическое исследование, заказанное Европейским вещательным союзом (ЕВС), и проведенное не только в Европе, но и по всему миру, где тоже знают и смотрят «Евровидение».
Удивительно, но Россия с 72% оказалась в топе самых «евровидийных» стран, жители которых «хотя бы раз» смотрели «Евровидение» и знают, что это такое. Впереди только Швеция (86%), Турция (82%), Испания (80%), Нидерланды и Польша с 73%. Удивительно потому, что, как ни в какой другой стране, именно в России с приближением конкурса каждый год взрывается заведенной пластинкой визгливый хор «духовноскрепников», истошно верещящих о том, насколько чужда, враждебна и тлетворна для великого русского духа сия срамная гейроповская забава.
Удивительно также, что самыми «евроаморфными» в этом списке оказались две страны из так называемой Большой пятерки основательниц конкурса – Франция с 45% и Италия с минимальными 34%, что подтвердило, например, наблюдения о давнем «евроскептицизме» итальянцев, считающих, что ни на каких «евровидениях» все-равно никто так голосисто не споет и соловьино не прощебечет, как они сами, на своих разлюбимых Сан-Ремо.
Именно эта самовлюбленная напыщенность становилась причиной частых скандалов, когда недовольная результатами конкурса страна громко хлопала дверью. Почти как Киркоров. Помните, да? Когда недовольный «засуженным» подопечным Лазаревым в 2016 г. поп-король пыхтел в сердцах: «Ноги моей больше не будет на этой шарашкиной конторе!». Подостыл, однако. Опять топчет всеми ногами и размашистым шагом Евросонг из года в год, берет измором…
У итальянцев же, имеющих, конечно, резонов поболе лазаревско-киркоровских, последний раз смертельная обида длилась аж 13 лет – с 1997 по 2010 годы, хотя официально объяснялась исключительно «низким интересом итальянцев к конкурсу». Тем не менее после возвращения в семью «Евровидения» Италия почти каждый раз, как и Лазарев, оказывалась в шаге-двух от победы. Так было и в 2015 г. со сладкоголосым кроссовер-бойзбэндом Il Volo, и в прошлом году с а ля рэп-бруталом Мамудом и его остросоциальной, на тему звериного оскала капитализма песней Soldi («Деньги», 2 место), так и в нынешнем году: если бы не отмена конкурса, то карамельный певун Диодато с чувственным романтическим шлягером Fai Rumore значился в списке фаворитов и имел, что называется, все шансы.
Поскольку забавой расставлять по ранжиру любимчиков в этом году все неравнодушные будут баловаться исключительно в факультативном формате (на шоу Europe Shine A Light голосования не будет), то в упомянутом выше исследовании решили опросить более 20 тысяч респондентов из 28 стран на тему лучшей песни «Евровидения» всех времен, учитывая к тому же 65 летний юбилей конкурса, что требовало напустить хоть какой-то торжественности и хоть как-то обозначить соревновательный дух.
Совершенно предсказуемо и справедливо, как и много раз до этого, лучшим бестселлером в истории Евросонга в большинстве стран, где проходил опрос, стала Waterloo, песня-победитель конкурса 1974 г. в блестящем исполнении шведской группы-легенды АВВА (36%).
«Серебро» в этом глобальном еврочарте также досталось Швеции – значительно поновее и тоже победная Euphoria (2012 г.) от зажигательной скандинавоберберки Лорин.
В список вошли также: культовый ирландец Джонни Логан с Hold Me Now (песня-победитель 1987 г.) и финские монстры Lordi с победоносной Hard Rock Hallelujah (2006 г.), когда они обрушили светлые мечты Димы Билана и сопровождавших его высоких лиц – Яны Рудковской и Филиппа Киркорова. Билан спустя два года взял-таки реванш, однако в отличие от заклятого дружка Лазарева не попал в торжественно-юбилейную опись «лучших песен» «Евровидения». Хотя тоже – как попал? Кривовато…
Особым мнением в этом опросе выделились все та же Италия и, конечно, Россия. Для россиян (организаторы для пущей наглядности сегментировали данные) лучшей песней «Евровидения» всех времен как-раз и стала баллада Scream «еврострадальца» Сергея Лазарева, занявшая в прошлом году 3 место на конкурсе в Тель-Авиве. Ну вот больше не наслушалось ничего за все 65 лет, или хотя бы за 26, что «Евровидение» показывают в России.
Надо сказать, что новость бесконечно изумила даже самого Лазарева, он делал круглые глаза в прямом эфире в Инсте у Яны Чуриковой, нашей еврокомментаторши, поскольку сам он считает своим высшим евродостижением (и таковым оно собственно и есть судя по телевоутингу) номер You Are The Only One на конкурсе 2016 г. в Стокгольме.
У итальянцев еще более предсказуемо лучшей из лучших была названа Volare в исполнении Доменико Модуньо, которая тоже заняла 3 место на давнем конкурсе 1958 г., но она хотя бы стала вселенским хитом.
.Несмотря на отмену конкурса, организаторы и участники «Евровидения» подошли к подготовке шоу Europe Shine A Light креативно и ответственно. Бурная активность в онлайне, куда из-за пандемии переместилась вообще вся культурная жизнь, как и остальное, не утихала последние два месяца после решения об отмене ивента.
Конкурсанты вместо репетиций и традиционных промотуров по странам устраивали свои вечеринки и песнопения в Сети, многие из прошлых участников «Евровидения» выходили в эфир с домашними концертами на официальном канале «Евровидения» в Интернете. На радость поклонникам пели и свои песни, и перепевали уже известные хиты.
Австралийка Дами Им вдохновенно затягивала Rise Like A Phoenix Кончиты Вурст, нынешний конкурсант из Италии Диодато перепел, конечно, своего знаменитого соотечественника Доменико Модуньо с Ciao Ciao Bambina, украинская группа Go_A переложила на изящный синти-фолк Сердючкину Dancing и т.д.
Большой концерт – правда вне рамок онлайновых евроактивностей – устроили в своем Инстаграме и Little Big. Они никого не перепевали, но были и так отчаянно зажигательны и хотя бы как-то наскребли виртуальными билетами (говорят, по 200 слезных рэ с 2 млн. ополоумевших фэнов) чуток баблосиков в бюджет, треснувший из-за нераспроданного мерча…
Тем временем, в онлайне прошли и оба «полуфинала» — 12 и 14 мая, как и должно было быть на «настоящем» «Евровидении». В эфире прокрутили уже опубликованные песни участников – официальные клипы и выступления на национальных отборах. Ниже — полное видео первого аналога полуфинала.
Конкурсанты выходили на связь с поклонниками, развлекая их домашними карантинными забавами. Швейцарец Жон (Gjon’s Tears) смешил пластинкой Грейс Джонс, включив ускоренный режим на своем винтажном проигрывателе, и строил рожицы, забавно пытаясь попасть в фонограмму; гречанка Стефания подробно демонстрировала нарядный девичий гардероб, но он все равно оказался безнадежно бледнее, чем у Мистера «Евровидение» Филиппа Первого; британец Джон Ньюман выжимал из зрителей желудочные соки, жаря на своей кухне аппетиную холестеринную яичницу с беконом и тостами… В общем, кто во что горазд.
А вот и второй «полуфинал» — полная версия.
Приблизительно по такой же схеме пройдет и субботнее шоу Europe Shine A Light.
Праздничности и торжественности моменту придадут также специальные номера, которые подготовили победители прошлых лет: швед Манс Зелмерлёв (2015), сербка Мария Шерифович (2007), израильтянин Гали Атари (1979) и другие.
Роттердамский Филармонический Оркестр отполирует евроклассику изящными экзерсисами классики настоящей, а вести онлайн-зрелище на удаленке из специальной и, надо полагать, тщательно продезинфицированной студии в Роттердаме будут те же звездные «хосты», которые должны были развлекать зрителей на сцене Ahoy Arena, включая знаменитую красавицу-блогершу-трансгендера Ники Туториалс.
Так что особенно приглашаются к просмотру господа Милонов, Лоза и прочие неравнодушные домохозяйки – для поднятия духоподъемного настроения в свете упомянутых выше последних исследований о видной роли и большом месте России на «Евровидении».
Кстати, в этих исследованиях клишированный тезис о «конкурсе домохозяек» нашел-таки косвенное подтверждение: женщин — любительниц конкурса оказалось на 6 процентов больше мужчин. В то же время, из тех, кто собирается смотреть нынешнее шоу, отмечено 45 процентов людей моложе 35 лет, и надо полагать, что благодаря продвинутым и забавным молодчикам, флешмоберам и челенджистам вроде наших Little Big, литовцев The Root, исландцев Daði og Gagnamagnið и не только им публике, ждущей актуального хайпа, грядущий Евросонг в онлайне готовит парад эмоций, а для всех остальных – массу милых сердцу еврошлягеров самого разного калибра, веса, цвета и вкуса.