Документальная реальность «Это я» стала последней работой погибшего режиссера Расторгуева
Гeрoинь eгo прoeктa «Этo я» oтбирaли нa кaстингe, a пoтoм oни сaми сeбя снимaли в рeжимe рeaльнoгo врeмeни, дeнь зa днeм, бeз цeнзуры. Зaчeм? У кaждoй из гeрoинь имeлись нa тo причины. Oдним нужнa слaвa, другим – пoмoщь, трeтьим вaжнo пoплaкaться и рaсскaзaть o свoиx бeдax, дa прoстo увидeть сeбя сo стoрoны.
Всe oни вeрили в тo, чтo учaстиe в съeмкax измeнит иx жизнь.
Кaждaя из жeнщин пoявляeтся в кaдрe и гoвoрит: «Я — Нaтaшa», «Я – Кристинa»… Чeм зaкoнчится истoрия, нe знaли ни гeрoини, ни aвтoры. Зa кадром звучит голос Александра Расторгуева, договаривающий то, что осталось вне поля зрения героинь и существенно для понимания их жизни. Он связывает незнакомых женщин в нечто единое. Одна история переходит в другую, в какой-то момент прерывается, чтобы позднее продолжиться.
Наташе – 37 лет, и она приехала в Москву из Сибири. Кристине — 29 лет. Она — мать одиночка, живет с мамой. У нее нет ни работы, ни денег. Она не понимает, почему у неработающих мам пособие меньше, чем у тех, кто работает. Где логика? Приходится довольствоваться смехотворным пособием на ребенка в 300 рублей. Сама Кристина быстро теряет интерес к любой работе, поэтому ее быстро увольняют. А пока она гуляет с дочкой Сашей, которая представляется Александрой Сергеевной Пушкиной.
Аде – 32 года. Она из Екатеринбурга, 7 лет как приехала в Москву. Зачем? Об этом она сама расскажет: «Приехала быть яркой, безбашенной, сумасшедшей». Утро она встречает словами: «Доброе утро, критические дни и отсутствие деток», «Вот у всех рождаются дети, а меня нету». В Москве Ада в третий раз вышла замуж. С мужем они едут в автомобиле, целуются на красный цвет у каждого светофора. Анастасии – 50. У нее маленький цветочный магазин со скромным ассортиментом. В Москву переехала из Казахстана после того, как ее молодой муж Олег изменил ей с племянницей. Но Анастасия постоянно вовлекает его в свою орбиту, просит привезти партию цветов, уговаривает на совместный бизнес. Но Олег отказывается от такой перспективы. Измены простить ему Анастасия не может.
Насте тоже 37 и она беременна от женатого мужчины, который узнав «радостную» новость, сбежал. Взрослая женщина, но боится сказать родителям о беременности. Мы застаем ее трудный разговор с матерью.
Сусанна Баранжиева, работавшая с Александром Расторгуевым на картинах «Мамочки», «Я тебя люблю», «Я тебя не люблю», «Дикий, дикий пляж. Жар нежных», стала шеф-редактором проекта «Это я». Она рассказывает, что Саша планировал снимать новое большое кино. А «Это я», по ее словам, — последний масштабный завершенный проект Расторгуева. «Почему он про женщин? – говорит Сусанна, — Когда мы проводили кастинг в Ростове-на-Дону перед съемками фильмов «Я тебя люблю» и «Я тебя не люблю», мы поняли: у России женское лицо. Женщины предъявляли свою единственную жизнь, в которой в одиночку растили детей или верховодили мужьями, без устали искали свою вторую половину, кидались в схватку за мужиков, а потом годами их нянчили. Они брали на себя ответственность, то есть делали именно то, что в первую очередь должен был делать режиссер. Они режиссировали свою жизнь и готовы были ее предъявить на обозрение. Подлинную! Такая отвага. Мы собирались делать подобный вариант и с мужчинами. Начинали кастинг. Тысячи претендентов – база сохранилась».
Автор идеи «Это я» Елена Афанасьева вспоминает, что Саша не всегда слышал замечания продюсеров, связанные с тем, что проект делается для определенной аудитории: «Саша, как настоящий творец, был как большой ребенок. Он слышал, но не слушал, продолжал делать по-своему. Но сейчас я понимаю, как хорошо, что Саша не слышал. Благодаря его неуступчивости и упорству у нас остался проект «Это я» в том виде, в котором он хотел его видеть. И голос Расторгуева, звучащий за кадром, как навигатор в жизни героинь проекта».
Часть материала показывалась и раньше, но в окончательно собранном виде картина появится впервые. Опят самоснимания он применял и раньше. В 2011 году Александр Расторгуев представил на Роттердамском кинофестивале фильм «Я тебя люблю», созданный вместе с Павлом Костомаровым. Кастинг тогда полгода проходил в Ростове-на-Дону среди непрофессиональных актеров, котором потом выдали камеры. И вооруженный ею милиционер, стал еще энергичней проводить следственные действия. В Роттердаме интернациональную публику более всего поразил герой, который не мог решить, куда ему лучше идти – в армию или на работу в сетевой общепит.
Есть и незавершенная картина «Прошло три года» о живущей в Подмосковье матери-одиночке Александре Стриженовой – внучке Олега Стриженова и дочери советской актрисы Натальи Стриженой, о чем Расторгуев с экрана не сказал. Она такая, как многие в стране, живет с недостатком любви. Саша снимала себя на телефон, и ее же снимала оператор Зося Родкевич (режиссер фильма о Борисе Немцове). Александр Расторгуев хотел снять про Сашу многосерийный фильм.
Александру Расторгуеву посмертно присвоена Национальная премия в области неигрового кино «Лавровая ветвь» «За вклад в кинолетопись». В 2018 году на фестивале «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге учрежден приз имени Александра Расторгуева, на котором высечена его любимая фраза: «Правда – бог свободного человека». Уже тогда показали фрагменты его незавершенных фильмов, предоставленные коллегами и друзьями: «INDIA30» — исследование о природе смерти в индийском городе Варанаси, «Последний день» — о майской революции 2018 года в Армении, проект «Реальность» — опыты документального самоснимания.
Постепенно его незавершенные проекты выходят, и каждый сопровождается словами «это последний фильм Расторгуева». Так появилась незавершенная им картина «Прошло три года» о живущей в Подмосковье матери-одиночке Александре Стриженовой, оказавшейся внучкой Олега Стриженова и дочерью рано ушедшей советской актрисы Натальи Стриженой. Правда, Расторгуев об этом умолчал. У него Саша — такая, как многие у нас в стране. Она снимала себя на телефон, и помогала ей оператор Зося Родкевич (режиссер фильма о Борисе Немцове). Получился интересный опыт. Александр Расторгуев хотел снять про Сашу многосерийный фильм, но не успел.
Его документальным шедевром остается вышедший в 2005 году шестичасовой «Дикий. Дикий пляж. Жар нежных» — своего рода энциклопедия русской жизни.