Дирижер Курентзис попрощался с труппой Пермского театра

«Блaгoдaрю aдминистрaцию Пeрмскoгo крaя, пoтoму чтo бeз иx пoлнeйшeгo нeпoнимaния, oтсутствия трeпeтa и чуткoсти, я никoгдa нe нaшeл бы силы принять рeшeниe пoкинуть свoй рaй», — тaк зaкoнчил прoщaльнoe письмo Курeнтзис. A прeдшeствoвaлo этoй откровенно наболевшей точке множество душевных излияний через запятую о подлинном искусстве, которое в душе, о мечтах, которые могут осуществиться, если не терять надежды, и, конечно, о любви: к коллегам, зрителям, Перми… не считая администрации.

За 8 лет, в которые Теодор занимал пост худрука, Пермский театр стал третей музыкальной столицей России. Еще на стадии перехода из Новосибирского театра оперы и балета, где Курентзис занимал пост главного дирижера, музыкант заручился согласием городской администрации не только на полную художественную свободу и солидную финансовую поддержку, но и на создание dream team. Стоит ли говорить, что на зов прославленного дирижера слетелись лучшие музыканты со всей России. И не прогадали: вскоре о пермском театре заговорила вся Европа.

Труппа стала желанным гостем на прославленных мероприятиях — от Зальцбургского фестиваля до Берлинской филармонии, а театр начал сотрудничать с ведущими мастерами западной художественной сцены — от легендарного американского режиссера-дизайнера Роберта Уилсона («Травиата» Верди) до итальянского визионера Ромео Кастеллуччи («Жанна на костре» на музыку Артюра Онеггера).

Что же стало камнем преткновения в этой сказке со счастливым концом (а счастливым ли)? Стоит вспомнить неразрешенную историю почти 20-летней давности со строительством нового здания театра. Дело в том, что пермская сцена — одна из самых миниатюрных на музыкальной арене России, и ее технические возможности, разумеется, не могут осилить ту концертную мощь, которую создал Курентзис.

Сам Теодор не раз грозился, что покинет Пермь, если вопрос со строительством новой сцены не будет решен, однако решение постоянно откладывал. К тому же в 2019 году премьер-министр Дмитрий Медведев подключил к планам строительства Владимира Кехмана, бизнесмена и худрука Новосибирского театра оперы и балета и Михайловского театра. В кулуарах поговаривают, что внезапное привлечение бизнесмена могло спровоцировать раздражение Курентзиса.

Пожалуй, нам остается только гадать, что именно послужило триггером к окончательному решению. Сам музыкант старательно избегает общения с журналистами, ограничившись упомянутым письмом и официальным пресс-релизом.

Точно ясно одно, Курентзис останется руководителем ежегодного Дягилевского фестиваля и сконцентрируется на сольной карьере и работе с собственным оркестром и хором. Вместе с уходом худрука Пермский театр покинут и спектакли Курентзиса. MusicAeterna отныне перестает быть коллективом Пермской оперы и продолжит независимое существование под руководством своего идейного вдохновителя. А кто займет вакантное место художественного руководителя Пермской оперы и к чему это приведет — покажет время.