Директора и худруки прокомментировали «шахматную рассадку» зрителей в театрах

Кирилл Крoк, дирeктoр Тeaтрa им. Eв. Вaxтaнгoвa: Этo нe дирeктивa, a рeкoмeндaция Рoспoтрeбнaдзoрa для учрeждeний культуры, сoглaсoвaннaя с нaшим министeрствoм. Нe xoчeшь игрaть спeктaкли в сeнтябрe – сиди дaльшe и тeряй свoeгo зритeля и тeaтр. Жди, пoкa прoйдeт пaндeмия и всeм сдeлaют прививки, рaди бoгa. Я жe всeцeлo пoддeрживaю эту рeкoмeндaцию: oнa – свoeгo рoдa дoрoжнaя кaртa для нaс. Пoтoму чтo этo пeрвый шaг к вoзврaщeнию тeaтрa к привычнoй жизни. Дa, пoстeпeннo, нo с зaбoтoй o людяx.

Нaм придeтся исключить вoзмoжнoсть близкoгo кoнтaктa внутри тeaтрa. К тoму жe, из-зa шaxмaтнoй рaссaдки – a этo меньше половины зала – люди старшего возраста пока вызываться на работу не будут. Конечно, мы сохраним их заработную плату. Будем надеяться, что в сентябре появятся какие-то прививки, и мы сможем защитить в первую очередь именно своих возрастных сотрудников.

фото: АГН «Москва»
Юрий Грымов

Юрий Грымов, художественный руководитель театра «Модерн»: Я рад, что какой-то свет в конце туннеля появился. А вот с шахматным порядком возникает масса вопросов. Например, что делать с гардеробом, буфетом, с актерами и первыми рядами в зале. Мы прекрасно понимаем, что даже у трубача из инструмента воздух выдувается на 5-10 метров. То есть соблюдение этой важной дистанции вызывает определенные трудности.

Второй момент – это деньги. Билеты не смогут быть дороже, чем есть. Наверняка, они станут дешевле, потому что у людей сейчас нет дохода. А сократив зал пополам, мы теряем еще деньги. Точнее, не дополучаем. В моем театре идет спектакль «Война и мир», в котором занято 70 человек, включая хор им. Свешникова. И если в зале будет только половина зрителей, нам придется доплачивать за то, чтобы этот спектакль сыграть. В противном случае, даже в ноль не выйдем. И как быть? Министерство компенсирует это?

В гардеробе театра «Модерн» работают 2 женщины пенсионного возраста. Что мне их сокращать? Они ведь настоящий подарок для театра! Надо изобретать какие-то рабочие меры.

Еще укажу на один немаловажный момент. Ни для кого не секрет, что актер может выйти на сцену больным — это издержки профессии. А в такой ситуации что делать? Я, как художественный руководитель, знаю, что на утренней репетиции у актера температура 38, а вечером спектакль. И что? Отменять? Это раньше можно было выпить таблетки. А сейчас? Переносить спектакль, возвращать билеты, отправлять актера к врачу.

Абсолютно точно нужно начать репетировать в составе до 50 человек. Это необходимо для психологического состояния труппы. Плюс сохранить санитарную обработку в залах, гримерках, начать восстанавливать репертуар, а в сентябре (если эпидемиологическая ситуация позволит) начать полноценно работать. Поверьте, играть на полупустой зал крайне тяжело. Причём, не только актерам, но и зрителям. Дистанция будет увеличивать страх.  

фото: Геннадий Черкасов

Тереза Дурова, художественный руководитель «Театриума» на Серпуховке: Я не понимаю безумия своих коллег и паники – мол театр умер или умрет. Все директора сидят на месте и их прямая обязанность принимать решения, а не разводить панику. У каждого театра свои проблемы и свой собственный путь. У одних – взрослая публика, у других – семейная, у одних – тысячник, у других – 50 мест в зале. Труппа одного театра работала все это время на онлайн-контент, а актеры другого театра ушли в отпуск.

Я буду сажать людей в шахматном порядке. И что с того? В большом зале «Театриума» – 1000 человек и, продавая билет на спектакль 6+, я спокойно могу посадить ребенка через одно место от своей мамы. Никто от этого не умрет. У нас есть еще малый зал, где мы играем спектакли для очень маленьких детей. Значит, я буду договариваться, чтобы мама брала ребенка на ручки. Другой вариант – 2 через 2. Это все реально. Еще никому из директоров не поступило директивы «только так и не иначе».

А вот своих возрастных сотрудников – капельдинеров, гардеробщиц – мы побережем, пока не изменится эпидемиологическая обстановка. Я не вижу здесь поводов для паники! Театры каждый год уходят на 1,5-2 месяца в отпуск, и ничего страшного не происходит. Катастрофа – это когда мы начинаем терять людей из-за болезней.

Тамара Михайлова, директор Малого театра: Со слов Министра не прозвучало окончательного решения, конкретика появится в сентябре. По поводу шахматного порядка — это, конечно, лишние скандалы в зале. В театры, как правило, по одному не ходят, и как мы будем рассаживать семью из трех-четырех человек? Получим только лишние упреки в свой адрес. Да и финансовый вопрос никто не отменял. Из тех денег, что мы получаем от продажи билетов, складывается зарплата сотрудников, а так получится только половина зала. Первым делом мы вернем репетиции, а дальше посмотрим по ситуации.

Относительно возрастных сотрудников скажу вам, что своих артистов старше 65 лет мы привозим на машине, а служебный персонал у нас нанимается на сезон. То есть, если ограничения по возрастному принципу сохранятся, то мы их просто не будем нанимать.

  Сергей Безруков, худрук «Губернского» театра: Я пока плохо представляю зрителей, рассаженных в зале в шахматном порядке, равно как и социальное дистанцирование в гардеробе или в буфете. Но с другой стороны, для нас в этой ситуации все происходит впервые. Ни у кого в мире не было такого опыта выхода из глобальной пандемии. И если мы стоим перед выбором – либо играем для зрителя, соблюдая социальную дистанцию в зрительном зале и других помещениях, либо не играем вообще – выбор очевиден. Будем учиться существовать в новых условиях. Мне кажется, что это прежде всего будет пожелание самих зрителей, чтобы соблюдалась социальная дистанция в зале.

Экономика театра, безусловно, трещит по швам. И уменьшение количества зрителей в любом случае неизбежно, – не только из-за сокращение мест в зрительном зале в связи с новыми правилами рассадки, но и из-за уменьшения доходов людей, наших зрителей. Странно было бы в такой ситуации думать о повышении цен на билеты. Как бы не пришлось наоборот снижать, чтобы люди все же пришли в театр, несмотря на экономические проблемы.

Я считаю, что сотрудники старше 65 должны продолжать работать, безусловно, соблюдая меры предосторожности, и театр должен помочь им со средствами защиты. Что касается взаимодействия с людьми – как оградить гардеробщика от общения со зрителями? Это невозможно. С другой стороны, статистика показывает, что среди зараженных и заболевших в тяжелой форме много и молодых людей, моложе 45.