Гребенщиков о лихом времени: «Мы не скот и нам не нужен господин»
Бoрис Бoрисoвич явнo в удaрe. Кaк aвтoр oн пoймaл курaж и пeрeдaeт эмoции внятнo, тoчнo и в пoлнoм сooтвeтствии с xaризмoй мудрeцa. Eсли смeeтся, тo oт всeй души, eсли грустит, тo нaпoлняeт пeчaлью и слoвa и интoнaции, и дaжe в гнeвe БГ пo свoeму нeoтрaзим.
«Знaк oгня» вo мнoгoм был интригoй, пoтoму чтo зaписывaлся кaк финал трилогии. «Соль», вышедший в 2014 году — один из самых мрачных альбомов Гребенщикова. «Время N», релиз которого состоялся четыре года спустя, стал еще более беспощадным по отношению к «времени разгула бесов» — так сам автор высказался о том, что по его мнению происходит в начале XXI века. С учетом настроения этих релизов, вероятно следовало ожидать еще больше гнева, потому как в местной новостной повестке маразм крепчает, а разгул бесов становится чуть ли не нормой жизни. Но Борис Борисович словно достал из своего тайника яркие краски и подарил многим песням цвет надежды.
Подобрать для новой пластинки рок-гуру какое-то общее определение, скорее всего, не получится. «Знак огня» — словно пестрое лоскутное одеяло, в котором нет смысла искать главный фрагмент, потому что все они важны. Одиннадцать песен были написаны в разное время в течении последних семи лет, при записи нового материала (вдохновение становилось музыкой в разных частях планеты: от Петербурга до Калифорнии, от Кубы до Лондона) Гребенщиков работал и с виртуозными британскими рокерами и с ямайскими экспертами по регги и с кубинскими музыкантами. К этому нужно добавить удивительный энтузиазм, с которым БГ, как поэт, нагоняет мрак, строит прекрасные замки и даже готов заняться сатирой.
Кстати, о сатире… В последнее время Борис Борисович прекрасно зарекомендовал себя автором куплетов на злобу дня. Его «Вечерний М», где музыкант с удивительной точностью зафиксировал образ нелепого комиксного злодея из прайм-тайма федерального канала, стал супер-хитом в Интернете и набрал чуть ли не четыре миллиона просмотров, что для песни, требующей погружения в слова, скандально много. В альбоме этого трека нет, но в «Вон Вавилон» Гребенщиков снова смеется, правда не привлекая внимания к известным персонажам.
«У нас материнская плата, Церемониальная дата. Чтобы уберечься от НАТО, Положите каждому в постель солдата», — не без ехидства вещает БГ под «булькающую» электронику и звучит это совсем неплохо.
В «Баста Раста» уже не до шуток. Самый суровый номер альбома, в котором яростная декламация образует мощный альянс с музыкой местами напоминающей индастриал. В процессе записи у музыкантов было много самых разных аранжировок, но в итоге остановились на той, что может стать боевиком и на альбоме и в живом исполнении.
Полная противоположность гитарному грохоту — медитативная «Мой ясный свет». Здесь если и не оптимизм, но надежда на лучшее, которая может стать спасением во время самой жестокой войны. Песня выдержана в духе того «Аквариума», который наиболее стойкие поклонники открыли для себя еще в конце 80-х. Но никакого ретро здесь нет, несмотря на то, что звучит оркестр.
«Не судьба» возможно является одной из главных песен на альбоме. В двух куплетах и припеве у БГ настоящая бездна горечи и безысходности. А гитара американца Омара Торреса звучит так, будто музыканту понятно каждое русское слово этой песни. Очень узнаваемый «Аквариум», но это именно тот «Аквариум», узнавать который всегда приятно.
«Изумрудная песня» — еще один полюс альбома, на этот раз южный. В записи принимали участие ямайские легенды регги Слай Данбар и Робби Шекспир и трек предсказуемо наполнился солнцем и пацифизмом.
«Я отказываюсь быть камнем в вашей стене
Отказываюсь быть трупом в вашей войне
Отказываюсь маршировать в вашем строю
Идите дальше, а я ещё спою!»
За несколько дней до релиза «Знака огня» вышел новый альбом Боба Дилана «Rough and Rowdy Ways». И если кому-то захочется сделать сравнение в духе «наш-то поживее будет», то неожиданно подвернулся подходящий повод для музыкального патриотизма.