В Пушкинском музее открылась «военная» выставка Татьяны Мавриной

Пoмимo рисункoв в экспoзиции прeдстaвлeны днeвники и вoспoминaния xудoжницы. Зритeли смoгут увидeть и спeциaльнoe рaзрeшeниe кoмeндaтуры нa плeнeрную рaбoту, кoтoрoe удaлoсь пoлучить пoслe тoгo, кaк eё eдвa нe aрeстoвaли вo врeмя рисoвaния, приняв зa нeмeцкую шпионку.

Поразительно, но во время войны Татьяна Маврина почти каждый день выходила на улицу, чтобы запечатлеть сокровища древнерусской архитектуры, церкви, которые в любой момент могли погибнуть от бомбёжек.  

Художница писала в своих воспоминаниях: «Я нашла свою новую тему не сразу. Как-то раз, проезжая по Сретенке, из окна автобуса я разглядела церковь XVII века, спрятавшуюся среди домов и заборов. Ее шатровая колокольня раньше стояла прямо на улице. Колокольни уже не было, да и церковь в любой момент могла погибнуть от бомбежек. Чем я могу помочь красоте? Надо скорее зарисовать все, что сохранилось в Москве, подумала я, пусть хоть на бумаге останется… Я стала чуть не каждый день ходить по Москве и потихоньку рисовать».

Такое любопытство и бережное отношение Мавриной к культуры, желание сохранить выдающиеся образцы зодчества и духовной жизни отметил на открытии выставки и глава Роспечати Михаил Сеславинский.    

— Татьяна Алексеевна исходила не только весь центр Москвы, не только наиболее значительные объекты, она зарисовала не только самые грандиозные православные храмы, но и пыталась запечатлеть церкви, которые тогда находились на окраинах столицы. Сейчас они оказались вроде бы на расстоянии вытянутой руки — три-четыре остановки на метро, и ты уже там.

Среди запечатленных Татьяной Мавриной святынь на выставке представлены акварели Собора Василия Блаженного, Донского и Новодевичьего монастырей, церкви Вознесения в Кадашах Храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Кроме того, художнице удалось изобразить такие знаковые места столицы, как Страстной бульвар, Хамовники, Московский университет. Говоря о работах Мавриной, вошедших в специальный каталог, Сеславинский отметил их грандиозность, масштабность, мужественность и при этом ощущение уюта.

Особую роль в экспозиции играют дневники Мавриной, её воспоминания, которые ярко передают атмосферу того времени. «1941 год в Москве — бомбежки, затемнение окон, фонари не горят, на дорогах и тротуарах белые полосы, чтобы ориентироваться в темноте. Еда в городе исчезла, в рыбном магазине только черная икра по 80 рублей кило, а на базаре картошка — тоже 80 рублей кило, но с бою. Оказалось, что есть икру большими порциями очень противно, но и её скоро не стало. Добывали мороженую картошку и что придется».

Татьяна Маврина прожила очень долгую и насыщенную жизнь — до 96 лет. Она родилась в Нижнем Новгороде. В 1921-1928 годах училась на живописном факультете ВХУТЕМАСа в Москве. Входила в объединение художников-графиков «Группа 13». С конца 20-х годов прошлого века начала участвовала в российских и зарубежных выставках. Среди ее многочисленных наград — Международная премия им. Ганса Христиана Андерсена за иллюстрации к книгам для детей, в том числе к сказкам Александра Пушкина.