Восемь тысяч книжных памятников выложили в свободный доступ

Вooбщe пoнятиe книжнoгo пaмятникa дo сиx пoр нe впoлнe яснo. С oднoй стoрoны, этo всё, чтo издaнo дo 1830 гoдa, с другoй, oсoбo цeнныe aртeфaкты пoзднeйшeгo врeмeни. Тут уж, кaк гoвoрится, дeлo вкусa. Дa и нeизвeстнo, ктo из нынeшниx aвтoрoв oстaнeтся в истoрии. Пoкa, пo дaнным экспeртoв, кoтoрыe oзвучилa зaмглaвы Минкультa Oльгa Ярилoвa, в рoссийскиx библиoтeчныx фондах насчитывается восемь миллионов подобных изданий. Оцифровали не так много, но посмотреть есть на что. Директор Ленинки Вадим Дуда на виртуальной пресс-конференции демонстрирует новый портал Национальной электронной библиотеки. На нём находятся оцифрованные библиографические реликвии, такие как, Симоновское Евангелие XIII века, знаменитый «Апостол» — одного из первых русских печатников Ивана Фёдорова, выпущенный в 1564 году. Есть на портале и издания, попавшие в категорию памятников не по хронологии, а по социальной или культурной значимости. Например, экземпляр 1915 года из библиотеки Николая II: «Как повлияло прекращение продажи водки на жизнь населения Полтавской губернии». На этот вопрос отвечали тогдашние землевладельцы, врачи, бюрократы, священники и мировые судьи.

— Как оказалось, их оценки были очень неоднозначны —   рассказывает Вадим Дуда и цитирует недовольных респондентов – «из-за того, что людям стало нечего делать, очень много стало азартных игр и других злоупотреблений».  

Не менее любопытное и следующее оцифрованное издание Романовской коллекции уже девятнадцатого столетия с актуальным для нынешнего времени названием и тематикой «Руководство по распознаванию, лечению и предохранению себя от болезней, происходящих от умственных занятий и сидячей жизни». Наконец, особо ценны также попавшие в отрытый доступ «Хирургические беседы». Их автор — одна из первых женщин-врачей в России Вера Гедройц. Она работала в Царском Селе, где во время Мировой войны разбили госпиталь, в котором сёстрами-милосердия были Императрица Александра Фёдоровна и великие княжны. Её Величеству и посвятила эту книгу Гедройц.

— Для нас оцифрованные книжные памятники – это повод о них вспомнить, но надеюсь, что люди не перестанут ходить в библиотеку, потому что эмоции, которые получаешь от прямого общения с книгой, заменить ничем нельзя – говорит директор РГБ.  

Оцифруют и 250 изданий первых ста лет книгопечатания – инкунабул и палеотипов. Появится раздел «Выдающиеся памятники книжного искусства второй половины XVI – XXI вв. в российских собраниях». В свою очередь руководитель проекта Наталья Самойленко обратила внимание на оформление редких изданий: плакаты, карты, изысканные обложки – сами по себе произведения искусства. «Все это разрушает стереотип, что памятник – что-то пугающее и монументальное» – отмечает Самойленко. Она также подчеркнула, что оцифровка преследует две цели: сохранение и популяризацию библиографического наследия. Причём электронный формат значительно облегчает работу исследователям, которые могут бесконечно рассматривать виртуальные рукописи и сравнивать их. Представят уникальный материал и региональные библиотеки. Для оцифровки такого наследия нужно не мало специалистов, а их не хватает. Тем не менее работа по регистрации книжных памятников ведётся.

Большое количество оцифрованных изданий представит и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге. Старейшее книгохранилище, где в своё время трудился великий баснописец Иван Крылов, выложит в открытый доступ 560 военных листовок, распространявшихся во время ленинградской Блокады. «Это абсолютно живая коллекция – объясняет заместитель гендиректор РНБ по информатизации и массовым коммуникациям Василий Сидорин – её собирали библиотекари-фронтовики с первого дня войны. Они ни на день не прекращали свою вахту, дежурили на крыше библиотеки в составе противовоздушной обороны. Кроме того, на портале НЭБ появятся книги, посвящённые Михаилу Ломоносову, в том числе изданные при его жизни. Среди них «Российская грамматика» и «Краткое руководство к красноречию», а также сочинения великого просветителя о Петре I.

В то, что молодым читателям интересны книжные памятники уверен руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, председатель Национального союза библиофилов Михаил Сеславинский.   

— Помню лет пять назад я проводил литературную гостиную у себя дома и случайно обмолвился, что у меня есть книжки из библиотеки Александра Бенуа, сто пятьдесят лет которому мы отметили в мае этого года, и мне одна девочка говорит: «Надо же, Боже мой, покажите мне, пожалуйста!», то есть всё то, что я бы сам сказал – рассказывает Сеславинский – так, что с одной стороны надо трезво оценивать ситуацию двадцать первого века, с другой, не бросать камень в подрастающее поколение.