Волчек с незапятнанных прудов


фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

Мы тaкжe oчeнь удaлoсь пooбщaться с Гaлинoй Вoлчeк пoслe вeчeрa, в кoтoрый ee тaк oдуxoтвoрил, xoтя — и этo извeстнo всeм — oн вooбщe нe любитeль пышныx гoсудaрствeнныx тoржeств, но на этой встрече, это путешествие в вашей жизни и биографии «Современник», так что было важно, все, что во Дворец пришел. Там, в «Электрозаводскую», временное убежище, в то время как Чистые идет капитальный ремонт. Каждое слово Волчек так энергетически заряжено, что в одной фразе — вся глубина прожитого, того же «вольтова дуга», не терпящая равнодушия и спящего сознания…

фото: Геннадий Черкасов

— Я так боялась этого творческого вечера, все было против меня, я — метеозависимый человек, время не физическое состояние, простудиться, боялась, что кашель не даст возможности нормально общаться, но бог помог.

— Галина Борисовна, во-первых, для хлеба — вы сказали, что нужно год реконструкции основная сцена на Чистых, но как то есть сомнения… но, дай бог, чтобы это не был «Геликон» номер два, не будет размыто на восемь лет…

— Я живу положительное восприятие жизни. Поэтому и надеюсь, что это будет, может и не год, но и не какой-то небо сроки. Я считаю, что Сергей Семенович Собянин относится к этому с пониманием, недавно на приеме он просто проходил мимо, мы поздоровались, я к нему даже не приставала с этим вопросом… Он наклонился ко мне: «Все нормально с ремонтом?», он понимает, что это необходимо не только для нас, но и в Москве, москвичи.

— А здесь, на Яузе, как играть? Скрипя зубами?

— Это не самый худший вариант. Это точно. Это что-то временно-постоянной регистрации, где хуже — играть на разных сценах, была бы опасность просто потерять накопления. А здесь… просто этот Дворец — не театральное помещение, хотя и здесь из-за нас приходит наш зритель, эй, девочка, из Перми сейчас спрашивала. Это стоит того, чтобы коснуться тебя, это невероятно.

— «Современник» прошел в своем развитии много разных этапов, а теперь — на каком этапе?

Молодая труппа дает новые идеи, помогает молодым людям, чтобы взорваться. Это не означает, что я не уважаю, не люблю или не ценю своих «стариков» — Гафта, Неелову, Бабенко, — конечно, я ценю то, что для их работы и для всех других. Но молодых людей, дает импульс, и для меня важно, чтобы был тандем — молодежь и «стариков», чтобы не было такого: раз мальчик пришел — давай отсюда под зад коленом… не. Театр должен быть общим.

— Ты ревнуешь к артистам? Теперь они имеют так много соблазнов…

— Я очень ревнивый. Да, конечно. Артисты, понятно, распространяется в разные стороны, хочется и там, и здесь, и в эти моменты я их ругаю. Хотя сама подталкиваю сына, что он, как продюсер на них смотрел, я видел, я знал. Но для всех важно помнить самое главное: театр — это не запасной аэропорт. Если артист не будет играть в театре, он просто не будет артист. Не будет расти.

— Все задают один вопрос: когда мы увидим новый спектакль в свой режиссер?

— Не знаю, для этого нужно, чтобы выздороветь. Я обещал, что все для этого будет делать. Обещал даже Владимира Владимировича Путина, который сказал: «я должен выздороветь!»

— Но он не сказал, что нужно поставить спектакль?

— Нет, он не сказал, но имел в виду, что с учетом работы… три раза мне повторил.

— Мы будем ждать. В вечернее время вы можете много лесных слов сказал в адрес Алишера Усманова, который активно помогает «Современнику»…

— Его отношение к театру в целом, не только к нашим, так и стоит. Я Не мог по состоянию здоровья, чтобы поехать в Орск: они были там, сделали невероятный драматический театр… никто не заставляет, но по зову души он делает. И делает так, потому что он такой. Просто он был такой.

— Он говорит, что часто, когда мы идем на премьеры здесь и там, «Современник» по-прежнему остается его любимой…

— Может быть, наш театр-это понимание жизни. И я этим очень горжусь. Меня его мнение интересует, не только потому, что он помогает нам выжить в трудных условиях, иногда, — он глубоко понимает природу театра в целом, природы, драматургии и литературе, она очень серьезно к этому относится. Я его прежде не знал.

Так случилось, что я оказался один день рождения человека, совсем далеко от бизнеса. И вот, на столе я нахожу себя рядом с незнакомым мужчиной, и эта встреча, слово за слово — он сказал что-то, я что-то ответил. И вдруг он начинает задавать вопросы о театре, драматургии, литературы, и я начинаю думать, что он имеет какое-то к этому отношение — то ли критик, литературовед, который глубокие знания о предмете — не сегодня или вчера, во время жизни, и даже позавчерашние… Я ему говорю: «Ты такой театрал, очевидно. А у нас в театре, почему бы не ходить?» А он ответил: «Если вы хотите спросить — сколько раз смотрел «Три товарища» и с какими составами — я отвечу вам». Я такого совсем не ожидала. Так, что мы встретились. И он заинтересован, — театр живет, сколько из бюджета мы получаем… И то, что теперь он нам помогает, — это великое дело.

фото: Геннадий Черкасов

■ ■ ■

В течение более двух часов, зрители задавали Галине Волчек очень интересные вопросы, вот некоторые из них.

— Смотрели ли вы по ТВ прямой линии с Путиным?

— Я смотрел. Но не все, конечно. Это безумно, это самое трудное — услышать все, попробовать все, чтобы дать какие-либо советы. Но в целом я с политикой не занимаюсь, моя политика-это театр.

— Как прошли гастроли в Лондоне?

В лондоне он был в Лондоне. Я с уважением отношусь к любой гастролям, другая страна, другая культура. Для меня гораздо интереснее было, когда я туда приезжала раньше в качестве туристки. А для знакомства все говорят одно и то же — «мы имели такой успех!». Но у нас, и правда, был успех, я не могу ничего сказать.

Так что есть разница между женской и мужской режиссурой?

— Может быть, теоретически разница должна быть. Но мало женщин, трудно выводить закономерности. Не знаю, жив ли еще Лилиана Кавани? Жив? Вот это для меня не женщина, а самая настоящая режиссура.

— Театр как жанр может умереть?

— Настоящий театр, театр, который «заставляет катапульту зрителю стульев», театр переживания — он будет всегда. Как всегда будет человек, которому можно исповедоваться. Что можно просто уткнуться в плечо и поплакаться, это вечная категория.

фото: Геннадий Черкасов

— Возможно ли, чтобы не очень одаренный художник с течением времени, чтобы сделать что-то достойное?

— Когда я смотрю на молодых артистов в шоу, для меня самое главное, чтобы их проступила личность. Их главная. То я обязательно рискну и попробую взять. А если признаки этой личности нет, и имеет среднюю определенные качества, я бы не пыталась сделать из них большие художники.

— Какой момент лично для вас было самым счастливым в жизни? И в жизни театра?

— Лично для меня, как и для любого человека, и это понятно: это рождение сына. А в театре… слава богу, это не один счастливый день, недавно у нас был 500-й (!) спектакль «Три товарища», и у меня сердце даже заметалось — должны, в пятьсот раз играет драматический спектакль, в конце концов, это не шоу, не балет, не мюзикл. И снова — полный зал, а я вижу и слышу это напряжение в обществе, эта тишина… это счастье.

— А и в человеческих отношениях что для вас является наиболее важным?

— Искренность. Абсолютно. Я, к сожалению, чувствую себя очень фальшь. Может быть, это помогает мне в профессии и в личных отношениях тоже. И я верю только во взаимную любовь.

— А в чем ваша сила?

— Может быть, в слабости. Я тоже не знаю.

— Но потрясений в жизни?

— Да, конечно. Как без этого? И плакать, истезала себя, переживает, и все. Но я более склонна видеть мир через положительные моменты, положительные эмоции. Они более сильные. И они касаются не меня лично. Но наши зрители, их реакция на то, что мы делаем. Вы, наши зрители, главный подарок для меня.