Би-2 «увели» девушку у поклонника

Фeстивaль трaдициoннo прoвoдится лeтoм (кaк oпeн-эйр нa oткрытoй сцeнe) и   зимoй (в бoльшoм кoнцeртнoм зaлe). Нa   нeм стaлкивaлись лбaми Пoлинa Гaгaринa и   «Лeнингрaд», Cygo и   Little Big, «Сплин» и   Звoнкий — в   oбщeм, aртисты, кoтoрыe в   другoй ситуaции eдвa ли   встрeтились бы нa   oднoй сцeнe.

В этoм, кoнeчнo, был oпрeдeлeнный риск: зaxoтят ли, нaпримeр, любитeли эстрaды слушaть припрaвлeнныe мaтeркoм oпусы Сeргeя Шнурoвa и, нaoбoрoт, зaядлыe фaнaты музыки пoтяжeлee — лицeзрeть нa сцeнe мaльчикoв и   дeвoчeк, пoющиx слaдкиe пeсeнки o   любви. Нo   вoпрeки всeм стрaxaм aудитoрия oкaзaлaсь бoлee чeм лoяльнoй, oткрытoй нoвoму и   сaмым рaзным жaнрaм. Ну и   лaйн-aп, кoнeчнo, прoстрaивaли всeгдa с   умoм, рaздeлив прoгрaмму нa   тeмaтичeскиe (плюс-минус) блoки. В   рoждeствeнскиe прaздники бoлee 40 музыкaнтoв вeсeлились нa   сцeнe 4 дня, и   кaждoму былo гдe рaзвeрнуться.

Пoмнится, лeтoм вo врeмя выступлeния Сaши Вaсильeвa (лидeрa ужe упoмянутoй группы «Сплин») ктo-тo из   журнaлистoв вздoxнул зa   кулисaми: «Эx, вoт бы eщe «бидвaшникoв» сюдa…» Oргaнизaтoры зaгoвoрщицки пeрeглянулись. В   прямoм смыслe слoвa нe   прoшлo и   гoдa, кaк «Би-2» приexaли нa   зимний LiveFest. Шoу нaзвaли oксюмoрoнoм — New Best («Нoвoe Лучшee»).

Пoслeдний aльбoм «Гoризoнт сoбытий», вышeдший в 2017 гoду, стaл бoлee чeм рeзoнaнсным — кaк пo   свoeй тeмaтикe, oтрaжaющeй тo, чтo прoисxoдит с   мирoм и   oбщeствoм, тaк и   пo рeaкции пoклoнникoв. Плaстинкa, чтo нaзывaeтся, зaшлa: с   турoм в   ee пoддeржку Шурa и   Лeвa вмeстe сo   свoeй кoмaндoй кaтaлись три гoдa, aдaптируя истoрию пoд сaмыe рaзныe плoщaдки и   фeстивaли. Знaкoвым стaл кoнцeрт в   пoчившeм в   бoзe «Oлимпийскoм», кoтoрый срaвнивaли дaжe с   шoу Рoджeрa Уoтeрсa (тoлькo у   «Би-2» нaд гoлoвaми вмeстo пинкфлoйдoвскoй свиньи лeтaлa oгрoмнaя нaдувнaя уткa).

Пaрaллeльнo с бeскoнeчными гaстрoлями шла работа над электронным проектом с   ироничным названием «Куртки Кобейна», вышедшем в   августе-2019. Вдохновленные британской инди-электроникой артисты записали для него треки с   Дианой Арбениной, Манижей, Антоном Севидовым, Чедом Ченнингом из   Nirvana и   другими коллегами, однако сценического воплощения и   продолжения эта история пока не   получила. На   площадке «бидвашники» продолжают оставаться брутальными рокерами.

Оправдывая название программы, которую команда приготовила для фестиваля, в ней ее участники соединили старые хиты с   более свежими композициями. Получился самый сок: «Серебро» и   «Лайки», «Варвара» и   «Философский камень», «Полковник» и   «Виски», «Герой» и   «Шамбала». Вышедшую в   2006 году на   альбоме «Молоко» в   мажоре песню «Он плохо кончил» артисты исполнили в   миноре, а   партнершей Шуры в   дуэте «Мой рок-н-ролл», много лет назад записанном с   Юлией Чичериной, стала на   этот раз его дочка Ева.

Над сценой горела красным причудливая конструкция из неровных дугообразных балок. Выходу героев на   сцену предшествовало яркое психоделическое видео — интро, чем-то напомнившее по   атмосфере фильмы Дэвида Линча. В   самом начале знаменитой надрывной песни «Ангелы» Лева уверенно ринулся в   толпу и   тут же   выбрал «жертву» — молодую барышню, пришедшую на   концерт со   своим парнем. Не   обращая никакого внимания на   кавалера, музыкант прижал ее руку к   груди и   пропел всю композицию, глядя в   глаза обезумевшей от   счастья и, кажется, забывшей напрочь про бойфренда фанатке. Кавалер, впрочем, повел себя достойно, не   проявляя никаких признаков ревности, и   только порадовался за   свою барышню. «А сейчас он выглядит даже лучше, чем в   молодости!» — хихикала в   ухо подруге стоящая рядом девушка. Хотя Леве и   Шуре под 50, их   энергетике еще могут позавидовать многие молодые музыканты, а   фанатки всех возрастов до   сих пор кричат из   танцпола признания в   любви.

В записи уже упомянутого проекта «Куртки Кобейна» среди прочих принял участие Леонид Агутин, который своим выступлением открывал фестиваль. Кажется, к рок-н-ролльной тусовке его тянет с   годами все больше и   больше. Пару лет назад он не   побоялся выйти на   сцену опен-эйра памяти Виктора Цоя «Кинопробы», да   еще и   взяться за   кавер одной из   самых ритмически сложных песен «Кино» «Кончится лето». Артист тогда очень сильно волновался. Первый раз сбился, и   композицию пришлось начинать сначала, но   в итоге все удалось на   славу, а   развеселые меломаны в   майках с   символикой «Алисы» и   «Короля и   Шута» дружелюбно поддержали эстрадного исполнителя, растопив его сердце.

Видимо, проникнувшись духом рок-свободы, теперь он сам раскачивает слишком спокойную публику, чтобы она напоминала ту, собравшуюся на опен-эйре в   Окуловке. «Никакой песни «Ай-яй-яй» не   будет, если вы продолжите сидеть!» — улыбался он со   сцены. И   хотя танцпол перед его выходом заставили стульями, поклонников не   пришлось просить дважды: они радостно повскакивали со   своих мест и   пустились в   пляс. Весь вечер артист разговаривал с   ними по   душам, вспоминал забавные истории — например, о   своей коллаборации с   лидером «Ленинграда»: «В позапрошлом году удалось посотрудничать с   Сергеем Шнуровым. Нам нужно было написать саундтрек к   ироничной комедии «Вечная жизнь Александра Христофорова». Сергей сначала предложил свой вариант. Я   сказал: «Даже если его возьмут в   кино, в   чем я   сильно сомневаюсь, я   не смогу это петь на   своих концертах — слишком много мата». Он говорит: «Ну, напиши сам». Самое неприличное, что я   смог из   себя выдавить, было словосочетание «Какая-то фигня».

Не обошлось и без песни «В 90-х», записанной с   другими музыкантами — группой «Отпетые мошенники». Прозвучали, конечно, и   всеми любимые хиты: «Я тебя не   вижу», «Падает снег», «Парень чернокожий», «Остров», «Половина сердца». Уже много лет Леонид выступает с   мультиинструментальной группой «Эсперанто», которая и   позволяет ему сейчас изящно лавировать между различными стилями и   направлениями, экспериментировать и   идти в   ногу со   временем. Кстати, на   том самом памятном фестивальном выступлении, о   котором говорилось в   начале, из   песни Цоя он сделал композицию в   стиле регги. То   ли еще будет!

Зачем ЁЛКЕ «кабинет для личной терапии»

Несколько лет подряд «ЗД» публиковала новогоднее интервью с Ёлкой в   канун праздников. В   этот раз традиция немного сдвинулась во   времени и   пространстве, и   в личной беседе на   рождественском фестивале была, конечно, своя прелесть.

Ёлка. Фото: Тая Майол

Певица не первый раз выступает на   LiveFest и   вполне может претендовать на   звание его поющего символа. Презентация сайд-проекта ЯAVЬ в   прошлом году, совершенно не   похожего на   ее основное творчество по   содержанию и   энергетике, стала очередным свидетельством того, что для этой артистки нет границ между жанрами и   формами проявления себя на   сцене. Хотя она с   самого начала пути экспериментировала в   разных направлениях, и   даже самые известные ее хиты не   похожи на   то, что в   большинстве своем принято называть в   России поп-музыкой, в   новой ипостаси Лиза шагнула еще дальше и   смелее. Об   этом мы и   поговорили за   кулисами.

— Расскажи про свои главные события 2019-го, те, за которые душа радуется…

— Знаешь, в конце прошлого года у   меня не   было ни   одного вечера, чтобы я   могла спокойно сесть и   основательно подвести итоги. В   круговороте дел я, как говорится, «не отстреливаю», не   ставлю никаких зарубок, сколько новых песен было выпущено, клипов снято и   так далее. Был очень яркий большой концерт в   одном из   крупнейших залов столицы. Событием, безусловно, стал запуск параллельного проекта ЯAVЬ, моего альтер-эго. Происходили и   внутренние трансформации, которые очень важны, потому что если я   не буду чувствовать силу, свой стержень, желание творить и   делать что-то хорошее не   только для себя, все профессиональные достижения моментально перестанут быть для меня значимыми.

— О том, что грядет нечто новое и   интересное, ты говорила перед прошлым Новым годом. Неожиданная презентация проекта ЯAVЬ случилась спустя неделю как раз на   этом фестивале. Идея его создания была спонтанной или ты долго готовилась?

— Одно другому не помешало. Сама идея возникла спонтанно, но   вызревала достаточно долгое время. Первая песня появилась четыре года назад. Я   понятия не   имела, зачем она родилась, что с   этим делать, и   положила ее на   полку ждать своего часа.

— Для тебя это некая противоположность Ёлки?

— Нет, это одно из моих проявлений. Просто я   достаточно скрытный человек и   сама сделала так, что широкой публике показывала только ту свою сторону, которая связана с   любовью к   жизни, радостью жизни, способностью подмечать маленькие прелести и   красоты, чудеса каждого дня… Эта сторона освещена очень-очень ярко, но   есть и   другие, которые делают меня живым, многогранным человеком. Для составления своего профессионального паззла мне очень не   хватало песен, в   которых бы это проявлялось. Я   человек падкий на   эксперименты, но   перенасыщать ими мою основную концертную программу не   очень правильно, да   и не   очень честно по   отношению к   самой себе, потому что я   сама задала определенный вектор, и   жестоко по   отношению к   людям, у   которых все-таки сложилось определенное представление. Важнее даже другое — что они правда приходят ко   мне на   концерты в   надежде, что уйдут с   чем-то светлым, добрым. Я   не могу их   этого лишать.

— Насколько слушатели восприимчивы к экспериментам?

— Вообще ни насколько. И   я не   вправе их   судить. Я, конечно, очень прошу свою аудиторию, свою публику быть понимающей. Это не   про обожание, а   именно про понимание и   принятие. Если говорить о   моих преданных поклонниках, они более чуткие, внимательные, но   для толпы, для зевак любой творческий эксперимент — это повод списать меня со   счетов.

— Тебя это не разочаровывает?

— Нет, это всего лишь люди… Я такой же   человек, как и   они. Со   своими сильными сторонами и   слабостями. Я   учусь принимать людей такими, какие они есть.

— Органично ли существовать в   двух ипостасях? Или иногда заносит в   ту или иную сторону?

— Иногда эти грани размываются. Все-таки нет жесткого разделения, что здесь я одна, а   там совершенно другая. Порой одно перетекает в   другое, но   все-таки я   очень стараюсь разграничивать. То, что знаю точно, — я   никогда не   буду смешивать песни двух этих проектов на   одном концерте. Все-таки я   хочу оставить ЯAVЬ для своих переживаний, личных и   глубоких, чтобы у   меня был кабинет для личной терапии и   было откуда черпать силы для радости.

За что ZIVERT полюбила высокие джинсы и музыку 80-х

В один вечер с Елкой и   другими исполнителями — такими, как Мари Краймбрери, Звонкий, недавно ставшими героями «ЗД», Полиной Гагариной, Burito и   Brainstorm, интервью с   которыми вышло в   прошлом выпуске, — на   сборном рождественском концерте выступила новая звездочка на   современной отечественной эстраде — Юлия Зиверт. В   2017 году на   нее обратили внимание после выхода песен «Чак» и   «Анестезия», а   громкий успех принес трек «Life», ставший хитом в   конце 2018-го.

Юлия Зиверт. Фото: Тая Майол

Хотя Юля вспоминает, что с детства устраивала концерты домашним, карьеру певицы она начала, когда перепробовала уже другие профессии, в   том числе стюардессы. За   короткий срок успела получить несколько крупных наград и   обзавестись многочисленными поклонниками. В   песнях Zivert (сценический псевдоним артистки) изящно сочетает актуальное звучание с   элементами зарубежной поп-музыки 80–90-х, русскоязычные тексты — с   английскими (иногда, как в   звездной песне «Life», в   рамках одной композиции). Несмотря на   свалившуюся на   голову популярность, певица продолжает верить в   вечные ценности и   в то, что доброта спасет мир.

— Сегодня публика искушена и пресыщена, однако тебе (одной из   немногих современных исполнителей) удалось совершить прорыв. За   счет чего, как ты думаешь?

— За счет того, что я   делаю искренне и   музыку, и   тексты, трепетно отношусь к   мелодиям, аранжировкам, визуальной составляющей, делаю то, что отзывается в   моей душе, достаю то, что внутри меня. Так работает вся наша команда. У   нас никогда не   было такого, чтобы мы специально собирали какую-то фокус-группу, пытаясь просчитать, «зайдет» или нет. Мы всегда делали только так, как чувствовали. Это то   ощущение, когда находишься на   студии, в   процессе, и   в какой-то момент по   коже начинают бегать мурашки, а   потом ты выходишь и   чувствуешь, как колотится сердце, не   можешь уснуть… Вот тогда и   получается настоящее. А   все слушатели — живые люди, и   настоящее всегда попадает прямо в   сердце, резонирует.

— Реверанс в сторону музыки 80–90-х — откуда это? Что-то из   детства?

— Да, действительно. Любовь к такой музыке мне привили родители. Хотя они не   имели никакого отношения к   музыкальному миру профессионально, у   них всегда был прекрасный вкус, так что с   малых лет я   слушала все самое лучшее. И   мне так нравилось наблюдать за   их вечеринками, которые они устраивали с   друзьями, за   тем, как они танцевали… Сейчас пересматриваешь старые кассеты с   этими домашними записями, и   это выглядит очень забавно, но   невероятно классно, искренне.

Кроме того, мне всегда очень нравился стиль тех годов. Наверное, как только я начала модничать, у   меня сразу появились джинсы с   высокой талией, рубашки с   воланами на   плечах… В   общем, с   тех пор у   меня остались самые прекрасные воспоминания о   тех временах и   культуре — в   ней было что-то настоящее, светлое и   доброе. Сейчас такого мало, больше наносного. Поэтому мне, видимо, и   захотелось вдохнуть этот дух в   свое творчество. Но   мы, конечно, не   делаем ретро, винтаж в   чистом виде — стараемся найти свой современный почерк, смешивать тона и   полутона, разные ингредиенты в   одном.

— Хотя тяга к выступлениям была у   тебя с   детства, ты решилась выйти на   большую сцену уже в   достаточно зрелом возрасте. Что вдохновило, заставило это сделать?

— «Решилась» — очень правильное слово. Так получилось, что я почему-то постоянно занималась тем, что мне вроде бы поначалу нравилось, но   потом понимала, что не   готова посвятить этому всю свою жизнь. И   каждый раз в   такие моменты я   думала о   своей глубинной, можно даже сказать, больной на   тот момент (потому что еще не   реализованной) мечте. Я   боялась подойти к   ней, вообще не   понимала как, потому что у   меня никого не   было в   этой сфере — ни   знакомых, ни   друзей, которые могли бы что-то посоветовать. На   конкурсы идти я   не хотела.

В один момент просто щелкнуло — наверное, время подошло. Я услышала, что мой внутренний голос уже не   просто говорит, а   кричит: «Что ты делаешь со   своей жизнью?! Займись уже тем, чем действительно хочешь заниматься!» Тогда я   поняла: неважно как, главное — принять внутри себя твердое решение, что пойду своим путем, даже если не   знаю, с   чего начать, даже если будет сложно. И   все начало складываться, образовываться, получаться. Видимо, нужно было решиться открыть однажды эту дверь.

— Ты уже получила несколько заслуженных наград в индустрии. Насколько это важно для тебя?

— Я точно знаю, что если кто-то меня не   увидит, не   поощрит, не   заметит и   не признает какое-то мое достижение — не   впаду в   уныние и   не опущу руки. Самое главное все-таки в   том, что мне удается своей музыкой достучаться до   сердец, возможно, она помогает кому-то поменять жизнь к   лучшему, принять какое-то правильное решение или просто поднять настроение. Я   верю, что искренняя музыка лечит. Если хотя бы несколько человек на   земле скажут, что я   как-то помогла им внутренне своим творчеством, это будет для меня лучшей наградой. А   все остальные призы — это просто дополнительный, но, безусловно, очень приятный к   ней бонус.

— В чем твоя сверхзадача?

— Она уже давно остается неизменной: каждый день стараться быть чуть-чуть лучше себя вчерашней, расти духовно, интеллектуально, становиться мудрее, добрее, спокойнее, а все остальное приложится, если ты каждый день понемногу работаешь над собой.

* * *

За несколько дней в концертном зале сформировалось особое атмосферное поле, насыщенное самыми разными настроениями, эмоциями, которые привносил каждый участник.

Программу последнего дня назвали Urban Fest. Это был своеобразный фестиваль в фестивале, на   котором выступили те исполнители, для которых важен эксперимент, какое-то необычное порой высказывание. Героями этого дня стали Maruv, выросший в   диком андеграунде проект музыканта и   аранжировщика Феликса Бондарева RSAC (Red Samara Automobile Club), конечно же, ЯAVЬ, Nola, Sasha Youth, Daasha, Rauf&Faik, Big Russian Boss, который в   прошлом году был ведущим программы Urban.

Каждый год LiveFest дает публике возможность не только попеть любимые песни вместе с   кумирами, но   и, возможно, открыть для себя что-то новое. И   хотя, как точно заметила Елка, аудитория очень настороженно относится ко   всему непонятному, еще не   известному, потихоньку и   она раскрывается вместе с   музыкантами. Чудеса случаются, если в   них верить.