Баста и Ёлка вместе замахнулись на «Карантиновидение 2020»
Трeк пoлучился лeгкий, зaбaвный, с мoдным пoзитивным «кaчeм» и рoдился, пo слoвaм Eлки, прямo нa дивaнe. «Oбoжaю, кoгдa тaк лeгкo, в шутку, игрaючи. – Нaписaлa aртисткa в сoцсeтяx. – У мeня никoгдa нe пoлучaлoсь сeрьeзнo сeсть всeй кoмaндoй и тяжeлoвeснo прoдумaть стрaтeгию сoздaния xитa, кoтoрый тoчнo прoгрeмит нa вeсь мир (смeющиeся смaйлы). Зaтo у мeня oтличнo пoлучaются душeвныe, пoчти случaйныe истoрии пo дружбe и симпaтии».
В импрoвизaциoннoм клипe, снятoм, кoнeчнo, пo дoмaм в услoвияx кaрaнтинa, испoлнитeли прeдлaгaют кaждoму прoвeсти xoтя бы нeскoлькo минут в дeнь «нa прикoлe» и призывaют: «Улыбaйся! Дeлaй физкультуру для скул и кaчaй пoд этoт oлдскул!» В шутoчнoм рoликe снялись и дeти Вaси Вaкулeнкo (тaк зoвут Бaсту в миру), зaдoрнo тaнцующиe пoд пaпины биты. A «МК» поспешил связаться с Елкой, чтобы расспросить ее о спонтанной коллаборации и о том, как поддерживать бодрость духа в самоизоляции.
— Лиза, а трек-то получился хоть и легким, смешным, но эпичным – почти 5 минут! Долго вы его делали?
— Все началось с того, что меньше недели назад я случайно вломилась к Васе в прямой эфир. Сейчас все на свете выходят в прямые эфиры, я не исключение — сама таким образом бодрюсь, бодрю свою аудиторию, коротаю время. Я увидела, что он онлайн, поздоровалась, он тоже меня увидел, мы сконнектились прямо в эфире и начали рассказывать друг другу, кто чем занимается.
Он все время проводит в студии, а я страдаю, потому что у меня студии дома нет, как и, к сожалению, нет навыков игры на музыкальных инструментах. Я рассказала ему, как мучаю своих музыкантов, чтобы они дистанционно мне что-то записывали, и я могла бы петь. Вася предложил свою помощь, сказал, что может подкинуть мне минусов.
Я говорю: «Слушай, ну это вы – рэперы с минусами работаете, а мне в минус еще спеть надо, я не пишу песен». На что он мне ответил: «В смысле? То, что казалось тебе проблемой, проблемой не является. А я зачем?!» В общем, мы похохотали и договорились продолжить эту историю. Я потом спросила, не пошутил ли он. Вася сказал: «Нет, дай мне три дня», — и через три дня отправил демо-запись. У меня два телефона: на одном я слушала ее в наушниках, а на второй записывала голос на диктофон. В тот же день я сняла и видео, не слезая с дивана. То есть, начиная с идеи, заканчивая воплощением — видеороликом, песня реально родилась на диване (смеется).
— Как ты сейчас используешь это время? Находишь ли в нем какие-то новые возможности для себя?
— Ты знаешь, можно очень мощно разочароваться. Все ринулись покупать себе миллион курсов по приобретению новых супер-мега-навыков, но, если у нас не хватало сил и желания начинать новую жизнь в своем обычном графике, то в нынешних условиях на фоне всеобщей апатии, на фоне того, что организм адаптируется к новым условиям и не всегда понимает, что происходит, мы можем просто не взять какую-то планку. Поэтому к себе надо относиться бережно, с уважением, обращать внимание на свое базовое состояние, на то, чтобы не впадать в уныние.
В общем, нет такого, чтобы я лично побежала обогащаться чем-то, чего не делала никогда в жизни. Я сохраняю спокойствие, слежу за своим настроением, делаю то, что доставляет мне удовольствие. Вот это важно.
— Расскажи, что сейчас происходит и будет происходить с двумя твоими проектами. Какие планы есть на обозримое будущее у Ёлки и ЯAVИ?
— Вся студийная работа пока немного притормозилась, но, что касается аранжировок, процесс потихоньку идет – и по одному, и по другому проекту. Таскже сейчас мы монтируем клип на «Комнату» — песню группы 25/17 в моем исполнении. Говоря про сроки, в творческой работе они не могут быть обозначены даже условно, и в какие-то моменты я включаю перфекционизм, поэтому пока не могу назвать точной даты выхода. Конечно, хотелось бы выпустить его поскорее.
— С «Комнатой», где в тексте есть актуальные строчки из знаменитого стихотворения Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку», у тебя получился очень интересный эксперимент. Как возникла его идея?
— Как и все в моей жизни – случайно, незапланированно и поэтому очень душевно. Я никогда не думаю так, что, мол было бы неплохо и полезно для нашей аудитории сделать такую неожиданную работу. Мне это вообще не близко.
Как-то раз (это было уже давно) мне позвонили ребята из 25/17, сказали, что они записывают альбом, и в одной песне в припеве очень четко слышат мой голос. Тогда мы были еще незнакомы, хотя тысячу раз слышали друг о друге. И они с таким уважением и с таким трепетом относятся ко всему своему музыкальному материалу, и они в курсе всех моих музыкальных экспериментов – не очень популярных, не очень массовых, что меня действительно приятно тронуло и пощекотало мое творческое эго. Тогда мы записали с ними песню «Меломан» для их альбома.
Когда в следующий раз они мне предложили поучаствовать в проекте, где они собрали в итоге кавер-версии их песен, исполненных другими артистами, я уже не так стеснялась. Потому что первый раз при общении с ними я робела – такой я человек, я вообще могу показаться кому-то странной в некоторых своих реакциях. В общем, к моменту, когда у них родилась идея с «Комнатой», мы уже попривыкли друг к другу. Причем было классно, что они не просто попросили меня самостоятельно выбрать песню, а сказали: «У нас есть кое-что для тебя, и Антон набросал аранжировку, свою версию этой песни». Я сразу к ним приехала, чтобы определиться. У меня всегда так происходит: пока я не спою песню в микрофон, мне самой непонятно, что «вот, это оно», что это интересно и уместно. Понять это можно только в процессе.
— Когда режиссер работает с актером в театре, он говорит ему, что нужно присвоить роль. Причем, у этого определения нет ничего общего с психологическим термином «чувство собственности», который носит негативную окраску. Присвоить роль необходимо, сделать ее своей, чтобы прожить на сцене. А как происходит с песнями, написанными другими людьми? Тебе важно почувствовать, что они как будто твои собственные?
— Так как я в принципе не пишу песни сама, это моя единственная задача. Мне важно почувствовать, что я прирастаю к композиции – вне зависимости от того, является ли это историей моей жизни или я выступаю как рассказчик. Последнее тоже бывает, когда мой голос звучит, как закадровый, но чаще всего это все-таки мои истории. Если я не срастаюсь с песней, я ее не спою, потому что знаю, что можно сделать лучше. У меня есть внутреннее мерило, мой маленький цензор.
Если я понимаю, что могу сделать хорошо, и (пусть это прозвучит и нескромно), возможно, никто, так интересно, как я не сделает, то тогда я беру на себя ответственность за композицию и погружаюсь в работу над ней. Если же у меня не получается, при этом песня хорошая, и я знаю, что кто-то с ней справится лучше, то я не буду браться за задачу изначально. У меня, к счастью, отсутствует ген соперничества и ревности, я адекватно оцениваю себя, свои возможности и даже спокойно могу сама предложить спеть песню кому-то другому. Есть ведь вокально разные композиции. Я, например, не сильна в длинных нотах, каких-то драматически сильных акцентах, когда нужно спеть долго, громко — это просто немного не моя история, но у меня свои преимущества.
— Напоследок – чего бы ты пожелала читателям «МК» в этот период?
— Я хочу пожелать всем сохранять здравомыслие и бодрость духа – это очень важно. Если чувствуете, что начинаете сходить с ума, побеспокойтесь о ком-то, кому может быть сейчас в разы сложнее. Это всегда помогает легче проживать сложные ситуации, снимает фокус с наших собственных страданий, переживаний. Сейчас вокруг происходят очень нетипичные вещи. Очень много путаной информации. И есть огромное количество людей, которые с удовольствием в этот тлеющий костер панических атак подбросят дровишек и подольют маслица. Всегда стоит помнить, что, даже когда мы не можем изменить ситуацию, от нас зависит то, как мы реагируем на входящую информацию, насколько мы ответственны сейчас, и насколько мы готовы оказывать поддержку друг другу.