Музей Тропинина воссоздал музыкальную эпоху начала ХIХ века

«Гитaрист» — oднo из сaмыx извeстныx прoизвeдeний Трoпининa, oнo стaлo вaжнoй вexoй в жизни xудoжникa нe тoлькo пoтoму, чтo имeлo бoльшoй успex и нe рaз былo пoвтoрeнo кaк сaмим aвтoрoм, тaк и eгo сoврeмeнникaми. Имeннo в 1823 гoду в возрасте 47 лет крепостной Тропинин получил вольную: графу Ираклию Моркову нелегко далось это решение, о чем свидетельствует тот факт, что жена и дети художника получили свободу только спустя пять лет. Творчество и образование было привилегией знати, и такие таланты, как Тропинин, были редкими алмазами, ограненными жизнью царской эпохи. И все же между художником и его графом сложились добрые отношения, что чувствуется по портрету, на котором, очевидно, изображен гитарист-виртуоз и музыковед Владимир Морков.

— «Гитарист» полвека не покидал стен Третьяковской галереи и всего два раза выезжал на внешние выставки. Одна была в Прибалтике, другая в Будапеште, и вот третий раз он покинул постоянную экспозицию ГТГ, чтобы прозвучать в нашем проекте, — рассказывает директор музея Ольга Журавлева.

фото: Мария Москвичева
«Гитарист» (1823) Василия Тропинина

Рядом с «Гитаристом» еще три портрета с гитарой: несколько повторов тропининской работы неизвестных авторов и этюд, изображающий женщину-гитаристку кисти Василия Андреевича. Эта работа также предоставлена Третьяковкой, как и карандашный набросок к большому парадному полотну, на котором показана атмосфера музыкального салона в семье Морковых. Живой, «подвижный» рисунок запечатлел Ираклия Моркова и четырех его детей в расслабленной творческой обстановке. Эта легкость, впрочем, с ноткой печали, ведь сцена написана сразу после возвращения семьи в Москву в 1812 году, после войны. Общая беда всегда сплачивает людей и общество в целом. Может, отчасти поэтому в то время гитара, ранее не считавшаяся концертным инструментом, становится очень популярной в дворянских кругах. Возрастает и мода на музыкальные домашние салоны. Может быть, они были одним из тех целительных средств, что позволяют жизни вернуться на круги своя?

фото: Мария Москвичева
Директор музея Тропинина Ольга Журавлева

Помимо «гостевых» экспонатов из Третьяковки, иллюстрирующих романтический досуг людей Золотого века, на выставке представлены картины из собрания Музея Тропинина (встречает публику портрет Алябьева) и исторические музыкальные инструменты. Среди них арфа того времени и фортепьяно, на котором играл Скрябин. В течение всех трех месяцев, что будет работать экспозиция, здесь регулярно будет звучать музыка. Открытие логично сопровождалось виртуозной гитарой Константина Окуджавы, а дальше здесь будут проходить музыкальные вечера с участием самых разных инструментов. Причем исполнители будут не только играть, но и рассказывать историю каждого инструмента и учить зрителей азам обращения с ним. Кроме того, один из вечеров будет посвящен этикету эпохи — касавшемуся не только поведения в обществе, но и музыкальной культуры.

Читайте также:   На Роттердамском кинофестивале Антоха МС рассказал про Родину